Главная страница lenta.auctyon.ru
Титры
Cтартовой!
Карта
Виртуальный музей "Аукцыона"
:: Добавить новость  
Фото из документа Главная / Документы / Два репортажа с одного концерта
1 (откроется в новом окне)
2 (откроется в новом окне)
Получайте информацию с комфортом

Поиск по сайту:

Живой Журнал:

[info] auctyon (сообщество)

[info] auctyon_ru (новости)

RSS поток:

RSS

›­м

Два репортажа с одного концерта

Автор: Б. Блажкович, Алексей Карамышев
Дата: 11.05.2003
Прислал (о, а, и): Pekines
Впервые: ZVUKI.RU
Афиша

Как ни старайся, а в описании музыкального события невозможно быть объективным. Всем мы люди — даже если пытаемся быть журналистами. Вашему вниманию предлагаются две версии репортажа с одного и того же события: совместного концерта групп АукцЫон и Ва-БанкЪ. В каждом из репортажей — свое настроение и свой характер.

Дружба слона с китом

Да, вопреки заявленному порядку — первым выступал Ва-Банкъ. И я это не сразу понял, — но об этом чуть позже. Перед началом шоу ничто не предвещало аншлаг. На треть заполненный зал, небольшая кучка у сцены… Кто-то вопит, как всегда, кто-то свистит. Хорошо продается пиво, люди ходят туда-сюда со счастливыми лицами. К началу выступления зал набит битком.

Но вот — гаснет свет, зажигаются некие синеватые лампионы и играет что-то таки мрачно-психоделическое. Психоделия, одним словом, играет. Так вот, думаю, какой ты, новый альбом группы АукцЫон. Шаманские ритмы нарастают, бурчание какое-то, индустриальный размах — загораются огни — ба! А это еще кто такие?! Под этот самый бит на сцене появляется субъект в шапочке китайского мандарина, в очках и кожанке a-la Олимпиада-80. Поет, можно сказать — заклинает, размахивая продолговатой ретортой в руке, отхлебывет из бутыли изрядными глотками. Да это же Александр Ф. Скляр! Ну и ну. Поражаюсь изобретательности. От «элегантного позерского панк-рока» в конце 80-х, через увлечение «альтернативой» и уроками плаванья к шансону и вот теперь, здравствуйте — психоделия. Вот что такое «сила печатного слова» — в данном случае сила книг Виктора Пелевина…

Я продолжаю наблюдать за происходящим, все более изумляясь. Песня со словами «я хочу слышать твой пульс» мне не знакома, я расчитываю услышать в дальнейшем уж совсем что-то из ряда вон — аудитория в растерянности — что такое, где же русский рок? А вот и он, родимый. В дальнейшем Ва-Банкъ не продемонстрировал сюрпризов. Радиохиты, просто знакомые песни, кавер Цоя — «Мама, мы все тяжело больны» и история про встречу с Петром Мамоновым, предварявшая «Досуги-Буги», из мрачного психоделического гимна в трактовке Ва-Банка превратившегося и в самом деле, в кабацкий буги-вуги. Но тут я вдруг обратил внимание на фендер-стратокастер цвета слоновой кости. Как известно, если в пьесе в первом акте висит на стенке ружье, то в третьем оно должно выстрелить. Так и тут — если стратокастер цвета ivory, то будет Джими Хендрикс. И точно: после шоу-стоппера «Вася Совесть», уже под конец программы, Александр Ф. и лохматый гитарист в широченных синих штанах и такой-же робе, подскочили к усилителям Marshall (опять Хендрикс!) — и ну давай вызывать фидбэки! Зал потонул в реве и вое. Феерия! Нет, это надо было слышать. Хороший фидбэк стоваттного лампового усилителя стоит пары хитов с иного нашего радио. Спасибо, Ва-Банкъ. Это было мощно.

Обалдевший (я предпочел бы менее корректный термин) народ в испуге стал скандировать А-У-КЦЫ-ОН! А-У-КЦЫ-ОН! Но прислоненные к кабинетам (ящики с рядами динамиков) гитары — уже без музыкантов — продолжали завывать, покуда звукорежиссер не увел их с пульта.

После технического перерыва на сцене — АукцЫон. Так, наверное, приветствуют гол, забитый любимой командой футбольные фанаты — зал просто заходится от восторга. На этой неделе у группы вышел новый альбом под названием «Это мама». Но со сцены про альбом сказано не было или было сказано, да я не расслышал — ибо говорил только Гаркуша, а его микрофон как-то так отстроили, что разобрать слова не представлялось возможным. Похожий в видоискателе фотоаппарата на Евгения Евтушенко, он читал стихи между песнями, доставая из саквояжа тетрадку, и общался с залом — это я понял, но смысл реплик постоянно от меня ускользал, несмотря на газированную водичку вместо пива, как положено. В VIP-зоне, куда я решил пререместиться из партера, шел непрерывный, так сказать, обмен жидкостями — не то, что вы подумали — люди то и дело вскакивали и убегали, потом возвращались с пластиковыми полулитровыми стаканами и опять вскакивали и бежали куда-то, чтобы опять прибежать. Я же сосредоточился на звуке и воспоминаниях,— думаю не один я: в зале было полно людей разменявших четвертый десяток, они подпевали каждой песне, зажмурив глаза, а некоторые даже привели с собой маленьких детей. Что можно сказать — АукцЫон убедительно доказывает, что эстетская, декадентская, неформатная музыка, сдобренная непонятными, эстетскими стихами, без какой-бы то ни было «ротации» имеет огромный успех вот уже без малого 20 лет. Совершенно непонятно, кем приходится эта группа «русскому року». Внучатый племянник? Седьмая вода на киселе? Теряюсь в догадках. Но рискну предположить, что эту группу все же надо слушать не на концерте.

Да, все было, как обычно. Гаркуша в белой рубахе с баночкой из-под пива трясется как заведенный, Леня Федоров в серой майке трясется и поет своим нечеловеческим голосом, играют трубы, — все как обычно. Исполнялись хиты, много песен было с черезвычайно любимого мною еще со школьной скамьи альбома «Жопа» — тогда он, правда, назывался «Дупло», — что, возможно, звучало более многозначно. Звук был грязноват, но, возможно это укладывалось в новую авторскую концепцию: играют так же, как на пластинке, говорил я, когда спрашивали, как играет АукцЫон живьем, а тут все как-то по-другому — свирепо и даже несколько зло.

Я давно перестал следить за творчеством этих колоссов. Для меня музыка АукцЫона слишком темна, депрессивна. Это музыка Петербурга, сырых морских ветров, туманов, темных парадных и призраков. Я искренне не понимаю, как под нее можно прыгать и веселиться, обливаясь пивом. Но зрители, пришедшие в ДК Горбунова, не разделяли моего мнения. Со мной было меньшинство. Оно-то и направилось к выходу, когда Леня, оборвав песню на полуслове, снял свой пижонский фендер-ягуар и ушел со сцены, а за ним, поиграв немного, ушли остальные музыканты. Партер не расходился, свистел, требуя «на бис» — но я уже спускался вниз по лестнице.

На улице сыро и холодно — по-петербургски. Краем глаза замечаю на облупившейся стене дома плакат: «такое-то октября, группа Ленинград, специальный гость Захар Май». Крепите дружбу слонов и китов!

Версия Б. Блажковича.

Новая формула рок-н-ролла: два в одном

В последнее время многие музыканты активно устраивают различные творческие альянсы. Но искать оттенок какой-либо спекулятивности в совместном концертном проекте 'Ва-Банка' и 'АукцЫона', который прошел 11 октября в ДК Горбунова — пустое занятие, поскольку оба коллектива давно уже заняли свои передовые позиции на линии отечественного рок-фронта, и сдавать их пока не собираются.

Волнение надвигающегося праздника заметно ощущалось еще около метро «Багратионовская». Вслед за меломанами, которые торопливо «согревались» у близлежащих палаток, я, встретив по дороге собратьев «по перу», торопливо вышагивал по пустынному парку в сторону ДК Горбунова. Попав в заветное здание, мы, в общем-то, делали то же самое, что и все остальные. Пили пиво, занимая наиболее удобные позиции в стоячем партере, спорили и бросали монетку, кто первым выйдет на сцену. В 19-20 в колонках послышался звук барабанных тамтамов. Толпа мгновенно включилась в игру и с нетерпением начала выкрикивать: «АукцЫон!». В темноте возникли силуэты музыкантов, вот уже вступил ударник, к нему поочередно подключились ритм-гитара и бас. На сцене появился еще один силуэт, своей пластикой очень напоминающий Гаркушу. Я, голосовавший за «Ва-Банкъ», уже хотел признать своё поражение, но тут на сцене зажегся красный свет, и в его лучах возник Александр Ф. Скляр

С первой же композиции («Пульс») лидер 'Ва-Банка' застает всех врасплох своей мощной энергетикой, напором и подвижной пластикой:

Стук колес и рев моторов
Это — музыка для наших сердец.
Я — мотор, я готов взлететь…

Куда-то вдруг подевалось эта ускоренная речитативность, мягкость, пойманная за хвост при прослушивании последнего альбома группы «Босиком на луне». Ее место заняла тяжёлая психоделика, смешанная с жёстким гитарным и барабанным ритмом, свойственная скорее питерской Tequilajazzz. Температура в зале начинает ускоренно подниматься, опоздавшие зрители, крепко сжав в руке стаканы с пивом, заполняют ошарашенный партер. Действие ни на секунду не останавливается — словно догоняя друг друга, звучат «Гондурас», «Доброе утро» и «Босиком по луне». Кавер-версия песни Виктора Цоя «Мама, мы все тяжело больны» до этого была исполнена всего один раз — на 40-летии Цоя в Питере. И снова — открытие. В транскрипции «Ва-Банка» «цоевская» подвижная сменилась на утяжеленный речитатив, приправленный резкими соло-проходами гитары Дениса Бурима.

Нечто подобное происходило, когда в 1995-м «Ва-Банкъ» открывал своим выступлением первый «Максидром». Скляр так же стремительно передвигался по сцене, так же сбросил с себя кожаную куртку… Пока я на некоторое время позволил себе предаться воспоминаниям, группа сменила ритм и сделала легкий реверанс в сторону прежних хитов. Приправленное ритм-энд-блюзовыми оттенками «Эльдорадо» сменили подвижные «Маршруты московские», уступив затем место давно не исполнявшемуся разгоряченному «Досуги-буги». Лирическая баллада «Сад» провела еще одну черту — и началось самое настоящее шаманство: песни с альбома "Нижняя тундра'. Скляр стремительно извивался по сцене («Шаман»), затем на какое-то мгновение застывал («Вальс Чжэнь Чжао»), потом снова целиком отдавался ритму («Вася — совесть», «Ангел»). Неожиданной изюминкой стало «Кислое вино», исполненное в стиле рэггей с постепенно ускоряющимся ритмом.

Температура в зале приближалась к 40 градусам, танцующий партер решительно сбрасывал с себя свитера и кофты. Скляр тем временем решительно подходит к кульминации:

Тебе пора домой, и мне пора домой -
Нам всем пора домой!…

Но до окончания было еще далеко — всё только начиналось…

Разгоряченная «Ва-Банком» толпа не утихает. Раскрасневшиеся юноши сбрасывают с себя майки и, выжимая пот, заводят толпу. Хотя, если честно, этого не требуется. Скандирование «А-ук-цы-он!» не затихает ни на секунду и продолжается в течении последующих десяти минут. Зал отчаянно нетерпелив, и первое же появление питерских музыкантов на сцене (еще при полной темноте!) сопровождается диким ревом и вспышками фотокамер. Уже трудно понять, идет настройка, или Борис Шавейников играет вступление:

Здравствуй, милая моя…

Леонид Федоров стоит спиной к публике. Неожиданно выскочивший на середине песни Олег Гаркуша вызывает новый всплеск эмоций. «АукцЫон» по-прежнему остался верен себе: та же волнующая магия полёта, стремительное движение, как и 10-15 лет назад. Никто не может предугадать, что будет дальше, но, уже с первых звуков узнав следующую композицию, толпа приходит в движение и, ладонями отбивая ритм, отчаянно выпевает вслед за Федоровым:

То ли солнце мне не светит,
То ли дети, то ли не дает.
То ли весел, то ли вечер,
То ли ветер, то ли самолет…

Безумие, творящееся в зале, постепенно передается музыкантам. И вот уже сам Федоров выбегает на середину сцены и начинает пластично передвигаться, делая отчаянные круги головой:

Солнце ночь проводит
Там, где месяц бродит.
Мертвый жил у леса,
А теперь уходит…

Кажется еще немного — и потолок обрушится на пол. Еще секунда, и сердце не выдержит и остановится… Федоров на мгновение затихает, до краев наполнив зал отчаяньем:

Я нервный, я верный, пока…
Я нежный.
Фа-фа, фа-фа, фа-фа, фа-фа…

Затем наступает время медленно раскачивающейся на волнах "Орландины' и «Польки». И снова — море звуков: «Моя любовь».

Развязка происходит неожиданно. Сначала исчезает со сцены Федоров, а следом за ним и остальные музыканты. Все, недоумевая, смотрят вслед и не могут поверить, что концерт продолжался 80 минут. Толпа отчаянно скандирует, не желая расходиться. Но все старания тщетны, и соучастники праздника неохотно покидают зал, по дороге к метро шумно обсуждая новую форму рок-н-ролла (два в одном) и еще один надвигающийся эксперимент — выступление Чичериной с Би-2.

Версия Алексея Карамышева

© webmaster@auctyon.ru