Главная страница lenta.auctyon.ru
Титры
Cтартовой!
Карта
Аукцыон, "Это Мама"
:: Добавить новость  
Афиша Аукцыона и его семьи Главная / Документы / Неприкаянность «Ы»
Концертов нет
Получайте информацию с комфортом

Поиск по сайту:

Живой Журнал:

[info] auctyon (сообщество)

[info] auctyon_ru (новости)

RSS поток:

RSS

›­м

Неприкаянность «Ы»

Автор: Татьяна Щелкунова, Александр Компакт
Дата: 11.01.2007
Прислал (о, а, и): Auctyon.Ru team
Впервые: Журнал «Компакт»
Судьба гениального «Аукцыона», одной из немногих наших рок-команд, которым удалось заглянуть в лицо настоящей творческой удаче-свободе, — печальная история без конца, поставленная на садистский «Repeat All». Слушать двенадцать лет подряд «Жопу», «Птицу» и «Жильца» — мука, несомненно, сладчайшая, но только не при живой группе…

Нет ничего межеумочнее подвешенного состояния: скажите, что больше никогда и ни при каких обстоятельствах вы не соберетесь вместе и не подарите нам новой студийной работы со свежим материалом, и мы хотя бы закончим эту главу наших взаимоотношений; и перейдем к другой — в которой вы встанете в один ряд с пятью-десятью титанами прошлого. Но нет. Группа-фантом «Аукцыон», кажется, жива; кажется, она собирается раз в триста шестьдесят пять дней, чтобы съездить на какой-нибудь западный фест, а потом в течение недели радовать русскослышащих американцев и канадцев; кажется, она решила в очередной раз перепеть свои старые вещи… Кажется.

Гг. Чейн и Стокс были бы довольны
Конечно же, есть Леонид «В котором-то всё и дело» Федоров. Он — умница и отдушина. Его сольные (ну, почти: с замечательным Владимиром Волковым) пластинки — свет в окошке, но они другие, они в ином жанре, они не «Ы». (Кстати, вы уже купили «Красоту», свежее Федоров-Волков-творение, изданное только что Ulitka Records и итожащее начатое безбожно красивыми альбомами «Таял» и «Безондерс»? Не пропустите. И мы тоже постараемся!)
Тут, безусловно, можно было бы затеять нудный спор с самим собой, а нужен ли нам реальный «Аукцыон», не окажется ли он тем, чем оказалась группа Икс, не взвоем ли мы, не найдя во вдруг воскресшем единственном-дорогом знакомых, любимых черт, или, напротив, обнаружив лишь их, только постаревших, в морщинах?.. Но шустрая жизнь оборвала нас на полусл — приструнив мартовской-2006 весточкой о возможной НОВОЙ «Ы»-работе, деятельно подтвержденной сентябрьским Федоров-релизом об уже СОСТОЯВШЕЙСЯ нью-йоркской записи. «Ура!!» — вскричала наша правильная, оптимистичная половина. «К чему бы это?.. — заныла половина, отвечающая за восстановление душевного равновесия. — Альбом они, конечно, выпустят… Но изменится ли что-нибудь с его выходом? Ведь всё крутится вокруг Заведующего, а Заведующий давно уже постиг другую правду, он перерос и «Ы»-себя, и сам «Ы», удалился от него даже географически… Что это: нечто спонтанное? Лёня вычерпал собственный колодец, и пока тот наполняется, решил вернуться к корням?..»
Честно? Мы искренне сожалеем о своем выборе, но все равно склоняемся к не-ура-версии. И вот в том числе, почему. Осенью 2006-го в Ебурге случилось редкое: «Ы»-концерт в почти классическом составе, перед которым к прессе вышел удивительный человек Олег «Не нуждающийся в представлении!» Гаркуша. Наш скрупулезный корреспондент Татьяна Щелкунова законспектировала монолог Олега, нашла его познавательным, полезным, но не очень оптимистичным. И мы с ней в этом полностью согласны. Слово «Ы»-талисману, божьему человеку Гаркунделю:

О новом альбоме «Аукцыона»
Мы были в Америке, выступали на международном фестивале globalFEST. После концерта к нам подошли журналисты и музыканты, в числе последних Фрэнк Лондон (Frank London), который предложил нам, если у нас есть материал, записаться в студии Kaleidoscope Sound Studios (или все-таки в Stratosphere Sound Studios? — Прим. ред.). И даже посулил великих сессионных музыкантов: Зорна (John Zorn, саксофон), Рибо (Marc Ribot, гитара), Медески (John Medeski, фортепиано). Мы, разумеется, не стали возражать! Зорн… сначала сказал «да», но потом, к сожалению, отказался, а вот Марк Рибо и Джон Медески просто пришли в студию и сразу же записали весь необходимый материал. Без единой репетиции! Федоров давал основную мелодию — музыканты подхватывали — и с первого же дубля (или со второго) делали то, что устраивало всех. Разумеется, в записи принимал участие и Владимир Волков («Волковтрио»). Сведение альбома будет лишь в декабре; как он будет называться, пока никто не знает.
Эта работа… отличается от предыдущих. Она безумно красива, безумно мелодична, достойно сыграна. Впрочем, «Аукцыон» — это давно брэнд, то есть это всегда профессионально и искренне, — полагаю, новый альбом подтвердит это в тысячный раз.
Как и «Маму» («Это мама», диск 2002 года. — Прим. ред.), мы записывали эту пластинку вживую. Разумеется, никакой диск не может быть равным настоящему концерту, но жизнь в этой работе вы почувствуете, гарантирую. Даже если мы играем для себя, для того чтобы представить все это потом на диске, это все равно… живое, настоящее.

О долгой паузе между записями
Полагаю, на этот вопрос не смог бы ответить даже Леня (Федоров). Однажды он сказал, что мог бы написать сто тысяч «Птиц», но никогда в жизни не будет этого делать. Ведь вино должно выстояться. А материала у него — песенного, мелодичного — на десять тысяч альбомов, это я точно знаю. Но он такой человек, для которого важно, чтобы совпали время и место, чтобы все созрело в голове, чтобы была концепция и еще бог весть что… И вот альбом созрел. А если бы мы не поехали в Америку? если бы не выступили на том фестивале? если бы на этом концерте не было Фрэнка Лондона? если бы он предложил что-то другое (без Медески и Рибо)?..

Об отношении Федорова к новому материалу
Мы об этом не говорили, но, глядя на его довольное лицо в студии, было ясно, что по крайней мере процесс ему был в удовольствие, что всё безумно нравилось. Конечно, в первую очередь он проникся игрой американцев — потому что они не то что схватывали, ни просто садились и играли. Играли обалденно.

О Гаркуша-записях
Существует некоторое количество записей, которые мы делали с саксофонистом Сергеем Летовым. Они разные: просто концерт, творческая встреча и т.п.; отличающиеся по музыкальной подаче, звучащим стихотворным текстам… А диски такие есть — их выпускает сам Сергей, в минимальных объемах, «для друзей». У меня нет пока такой задачи — записать что-то свое; я вообще спокойно к таким вещам отношусь…

О Гаркуша-текстах
Была такая мысль — издать аудиокнигу, но лишь мысль. А просто книжка давно есть…

О группах, которые начинали вместе с «Аукцыоном»
У каждого коллектива, когда он начинает, есть определенная концепция. Мне кажется, было бы странным, если бы та же «Алиса» исполняла сейчас… я не знаю… рэп какой-нибудь. Да, лично мне больше нравилась «Алиса» прежняя. То же самое с «ДДТ». Но музыкант не может не экспериментировать. Хотя… некоторым никакие эксперименты помочь не могут.

О ностальгии
Мне не очень нравится то, что я становлюсь старше! Но тут уж ничего не поделаешь. Каждый временной отрезок имеет свои плюсы и минусы. Когда мы только начинали, сложилась особая атмосфера: открылись творческие границы, было очень интересно общаться с людьми, которых ты не знал, а познакомившись, понял, насколько они хороши, безумны, глубоки. Концертов было не так много, поэтому те редкие встречи, которые происходили, были очень продуктивными для всех. Сейчас не то. Все жутко заняты, у всех гастроли, интервью, поездки, съемки… И, к сожалению, если мы и сталкиваемся с кем-то из коллег, то только в не очень подходящей для общения обстановке — к примеру, на рок-фестивалях.

Об отношениях со слушателями
Стараюсь не задирать нос и не очень увеличивать дистанцию, хотя бы потому что в молодости сам был поклонником немалого числа рок-групп, любил даже весьма эстрадного человека Юрия Антонова; что уж говорить о зарубежных звездах, которые приезжали в Питер. А чуть позже я безумно влюбился в «Аквариум»… Артист не имеет права не замечать своих поклонников, ни в грош их не ставить и так далее. Конечно, не все зависит от нас — иногда слушатели ведут себя… не слишком вежливо, однако вполне возможно аккуратно привести их в чувство.

О поддержке молодых
Стараюсь помогать определенным коллективам продвигаться: советом или, пользуясь, образно говоря, связями, вписываю их на какие-то фестивали. Речь о командах, которые интересны лично мне, — это питерские коллективы «Барокко Flash» и «Шива». Это не значит, что все остальные мне безразличны, но мне пока хватает двух «подопечных»… В Киеве я записывался у группы «Не бойся, Маша!»: стихи читал; у той же «Шивы» был на бэк-вокале; работал с Сашей Ветровым, молодым питерским музыкантом. Иными словами, если мне кто-то нравится, помочь всегда рад. Отдача? — надеюсь, есть. В том числе и организационная: «подопечных» начинают замечать, их приглашают на выступления, звонят с телевидения — хотя это обычное дело. В свое время Константин Кинчев, общаясь с журналистами, особо отметил группу «Пилот» — с тех пор дела у нее пошли в гору.

О том, чем душа успокаивается
Леня Федоров ведь не только в «Аукцыоне» играет, он, как вы знаете, сотрудничает с «Волковтрио», с Татьяной Гринденко (ансамбль Opus Posth)… Я тоже стараюсь не замыкаться на чем-то одном: кроме музыкальных проектов, были театральные работы, приглашали в кино; плюс то, что когда-то называлось «общественной деятельностью»: участие в работе ежегодного питерского рок-фестиваля «Окна открой». Наконец, ни шатко ни валко, но все же идет создание некоего культурного центра, где кроме клуба должны быть аудио— и видеостудии, мастер-классы, репетиционные комнаты…

О репетиционной базе «Аукцыона»
У «Аукцыона» репетиционной базы нет лет… семь. То есть она как бы есть, но ее и нет тоже. Скажем так: в одном закрытом ДК была комнатушка, в которой мы лет семь назад репетировали, но в связи с переездом Лени в Москву репетиции прекратились… И возобновились, когда мы решили записывать альбом. Перед поездкой в США группа собиралась в клубе «Платформа», где нам выделяли три-четыре часа днем, пока было не очень много посетителей.

О современной рок-музыке
Чтобы понять, чем наша рок-музыка отличается от зарубежной, нужно хотя бы знать английский. А я его не знаю, стало быть — не понимаю, о чем они поют, от чистого ли сердца, о каких проблемах… Зато я точно знаю, что и наш, и, естественно, западный рок был силен в 70-х. Чем сложнее, тем интереснее для публики, — вот что такое тот рок. Сейчас все наоборот: чем проще, доходчивей играет коллектив, тем лучше. Рок-н-ролла, каким он был в семидесятых и в начале восьмидесятых, а потом ближе к девяностым, уже нет. К сожалению. Это объяснимо. Шоу-бизнес ударил не только по попсе, но и по рок-музыке. Тех, кто успел занять, образно говоря, свою нишу («Аквариум», «Аукцыон», «Телевизор»), ни реклама, ни раскрутка не волнуют. А что делать начинающим группам?.. Или вот пример (не поймите его превратно): если, предположим, группа «Сплин» вдруг выпустит альбом с привлечением джазовых музыкантов, как вы думаете, оценят его те слушатели, которые ходят на концерты «Сплина», а значит, привыкли к совсем другой музыке? Именно поэтому все современные группы играют попроще, подоходчивей… скажем так.

О простоте, доходчивости, успехе — и «Аукцыоне»
Даже если у группы большая аудитория, это вовсе не значит, что ее музыка успешна. У «Аукцыона» множество поклонников, которые знают, что, придя на концерт, получат подлинное удовольствие, безо всяких масссовиков-затейников и сюсюканий «где ваши ручки». Они уверены (и мы тоже), что это настоящее. Может быть, нам и хотелось бы стадионной популярности, но мы знаем, что это невозможно. Мы выступали на стадионах, не сольно, конечно, в сборных концертах, — и что? 90 процентов слушателей-зрителей не понимают и не хотят понимать, что такое «Аукцыон». Почему? — потому что они дети «Нашего радио», в плейлисте которой всего три песни «Аукцыона»: «Глаза», «Моя любовь» и «Дорога». Вот когда они поставят «Колпак», «Убьют» или «Сосет» — тогда я пойму, что что-то происходит, меняется…

О Леониде Федорове
Да, он гениален. Только бы гитара под рукой и чтобы никто не мешал. Прочее — по боку. Конечно, он… смотрит фильмы, как правило, вот такие (свистит. — Прим. ред.). И книжки читает — какие-нибудь этакие (свистит. — Прим. ред.). Нет, детективы вряд ли… Он сам по себе.

Экспромт под занавес
Когда очень любишь и голос свой не слышишь,
И сходишь с ума съезжающей крышей,
Тогда смотри на воду и жди хорошей погоды…

О чем этот текст?
Не Олегов, нет. Наш, с отчетливой околофанатской слезой. Да, в общем-то, ни о чем. Новой информации — всего полтора слова: в апреле. Вполне возможно, что именно к этому сроку подоспеет релиз первого за двенадцать лет «Ы»-альбома. Хочется его — дико! И — обо всём. Потому что поведанное Олегом, общая неуверенно-неприкаянная интонация его монолога — это все тот же «Repeat All», только теперь с треками из пока не изданной работы. Это грустно. Но, наверное, так надо, да?

9 января 2007 г.

© webmaster@auctyon.ru