Главная страница lenta.auctyon.ru
Титры
Cтартовой!
Карта
Виртуальный музей "Аукцыона"
:: Добавить новость  
Афиша Аукцыона и его семьи Главная / Документы / Аукцыон: здесь и сейчас
Концертов нет
Получайте информацию с комфортом

Поиск по сайту:

Живой Журнал:

[info] auctyon (сообщество)

[info] auctyon_ru (новости)

RSS поток:

RSS

›­м

Аукцыон: здесь и сейчас

Автор: Елена Савицкая
Дата: 17.04.2007
Прислал (о, а, и): Auctyon.Ru team
Впервые: Журнал "Ваш Досуг"
Первый за десять с лишним лет альбом легендарного питерского «АукцЫона» – «Девушки поют» – будет презентован в столичном клубе «Б1 Maximum». Великолепное полотно, сотканное из джаза, авангарда, блестящей импровизации и чего-то еще, неуловимого — «аукцыоновского».

Кто из корифеев отечественной рок-сцены (представителей т.н. «новорусской» генерации в расчет сейчас не берем) дожил до наших дней, продолжая при этом активно творить, делать что-то новое, быть честным перед самим собой? Немногие: одни продолжают рубить правду-матку и чуть ли не насильно сеять «разумное, доброе, вечное»; другие прячутся за хитрой буддистской улыбочкой, облекая мудреные сентенции в узоры нежных звуков; иных уж нет, а те – осели в далекой буржуинии. Но есть и такие, кто, не досаждая публике мельканием на радио и во всевозможных «топах», просто ждет своего часа, чтобы с силой сжатой пружины развернуться во всю свою мощь… «АукцЫон» — именно такая команда, не стремящаяся кому-то что-то доказать, куда-то пролезть, быть «актуальной». Но за почти четверть века существования «АукцЫон» вновь и вновь признают одной из ярчайших отечественных рок-групп. Признают не в надуманных рейтингах, а в головах, сердцах и душах сами слушатели.

Птица я, птица
«Аукцион» (противоречащая грамматике «Ы» в названии возникла не сразу) появился в Питере в начале 80-х. Даже в рамках весьма изысканной питерской рок-школы группа выделялась своим высоким исполнительским уровнем и оригинальным творческим мышлением, соединяющим рок, джаз, авангард, истинно русскую распевность. Угловатый экстравагантный Олег Гаркуша (танцы, вокал, тексты) и сосредоточенный, самоуглубленный Леонид Федоров (гитара, вокал, музыка) образовали плодотворный творческий тандем, а с присоединением к группе феерического Владимира Веселкина выступления превратились в настоящие шоу. Безудержный накал разрушал барьер между сценой и залом, объединяя творцов и их слушателей единым электрическим драйвом. Эстетика символизма и театр абсурда, темный гротеск и пронзительная лирика, драма «маленького человека» и ядреное скоморошество – все это переплелось в творчестве «АукцЫона» в некую формулу времени, код поколения, которое боролось, боролось, да и напоролось…

С 1986-го почти каждый год группа записывает по альбому, а с конца 80-х регулярно выезжает за рубеж, где ее принимают очень тепло. Музыканты знакомятся с живущим в Париже поэтом, художником и бардом Алексеем Хвостенко, с которым в составе проекта «Хвост и АукцЫон» записывают два альбома. В 1993-м «АукцЫон» выпускает сильнейший диск «Птица», на 100 % состоящий из хитов. «Не за что биться, нечем делиться» – таков итог почти десятилетней борьбы за самоопределение, к которому пришло поколение разочарованных романтиков и революционеров, сжегших за собой мосты и ступивших на «долгую дорогу безкайфовую». Во второй половине 90-х постоянные гастроли, смены состава, а также отсутствие нового материала привели группу к неявному, но все же ощутимому кризису. Музыканты начинают заниматься собственными проектами, работают «на стороне». «АукцЫон», хоть номинально не распадается, все больше становится в буквальном смысле «легендой»…

Летел и таял
Лидер и основной автор «АукцЫона» Леонид Федоров – человек непубличный; даже корреспонденты ведущих изданий не всегда добиваются от него интервью. При этом Федоров запросто ходит на клубные концерты своих друзей-музыкантов, оставаясь неузнанным в партере. Для рок-звезды он слишком нециничен, слишком «закрыт», хотя на сцене в харизматичности ему не откажешь. С одной лишь гитарой или в сопровождении контрабаса за спиной, самозабвенно закрыв глаза, он изливает в зал тоскливые, порой совсем уж нечленораздельные звуки, и галдящая публика затихает в наэлектризованной духоте, примеряя к себе: «Завтра я еще не умру, то кто его знает…» На сольном поприще Леонид Федоров активно работает с 1997 года, когда был записан его первый сольник «Четыре с половиной тонны»; с 1999 года Федоров сотрудничает с джазово-авангардным контрабасистом Владимиром Волковым и его трио. Презентация сингла «Зимы не будет» (2000) превратилась в двухдневный праздник в «Горбушке» с участием «АукцЫона». Но Федоров упорно уходил от всего заданного и ожидаемого, предпочитая эксперименты с открытыми формами, нетрадиционными инструментами, электроникой, поэзией и «антипоэзией». Сольник «Лиловый день» и три совместных альбома Федорова-Волкова – «Таял», «Безондерс» и «Красота» – это путь в непознанное, к праосновам звука и слова. Дорога радикальных творческих экспериментов, поиски спонтанности и «непреднамеренности» в музыке, которые не привели к утрате главного – тонкого, почти болезненного чувства гармонии, бесприкрасной искренности и надрывной, бьющей через край эмоциональной силы федоровских песен.

А девушки поют
Нынешний период в жизни «АукцЫона» легкими не назовешь. Смерть музыкантов и друзей – Алексея Хвостенко и перкуссиониста Павла Литвинова, несчастье с Владимиром Веселкиным… Но необходимость нового альбома зрела и наконец вызрела. Сам Федоров чувствовал, что некоторые написанные им за последнее десятилетие песни были именно песнями «АукцЫона». И тут – необыкновенная удача: после фестиваля в Америке музыкантам «АукцЫона» предложили самим выбрать, с кем из западных коллег они хотели бы записать альбом. И Федоров, не стесняясь, позвал своих кумиров: культового гитариста Марка Рибо (игравшего со множеством звезд от Тома Уэйтса до Джона Зорна, записавшего кучу сольных пластинок), Джона Медески из прославленного фьюжн-трио Medeski, Martin & Wood, трубача Фрэнка Лондона из The Klezmatics, саксофониста Неда Ротенберга. Словом, людей, находящихся на гребне мирового авангарда. «Для нас это было счастьем – видеть, как свободно они творят. Никакого личного пафоса. Мне хотелось только одного – показать, что есть люди, которые играют настоящую музыку», – признается Федоров.

«Девушки поют» – название весеннее, свежее, радостное. Но не стоит обольщаться – смесь обреченности и надежды, меланхолии и эйфории, характерное настроение «Аукцыона» никуда не исчезло. В течение пяти осенних дней в Америке музыканты создали невероятный шедевр. Записывалось все сразу, с ходу, без наложений и почти без дублей; американцы и русские в одной маленькой комнате, где труба дула в ухо гитаристу, а клавишник импровизировал классической красоты вступления… Да и сами песни просто «взрывные». Безумная звуковая полифония, отрада для аудиофила; валящий с ног драйв «простых» двухаккордовых вещей, чуть ли не рэп в «Профукал», экзистенциальная выспренность в «Падал», рассыпанные там и сям изысканные авангардистские «штучки»… Да, здесь нет хитов в привычном понимании, но нужны ли они? «Этот альбом интересно слушать в каждый момент времени, с любого места. Включил – и слушаешь, и слышишь интересную музыку, здесь и сейчас», – говорит Федоров. На концерте в «Б1 Maximum» будет, конечно же, совсем другое «здесь и сейчас», чем на диске. «АукцЫон» в компании со своими друзьями Волковым, Рибо и Медески сыграют так, что покажется мало. И захочется еще – но важно не пропустить то, что сейчас. С нами. Здесь.
© webmaster@auctyon.ru