Главная страница lenta.auctyon.ru
Титры
Cтартовой!
Карта
Виртуальный музей "Аукцыона"
:: Добавить новость  
Афиша Аукцыона и его семьи Главная / Документы / АукцЫон
Концертов нет
Получайте информацию с комфортом

Поиск по сайту:

Живой Журнал:

[info] auctyon (сообщество)

[info] auctyon_ru (новости)

RSS поток:

RSS

›­м

АукцЫон

Автор: Варвара Шилова
Дата: 11.05.2003
Прислал (о, а, и): Sun Ra
Впервые: Gromko.Ru

«АукцЫон» — одна из наиболее ярких и оригинальных санкт-петербуржских групп, работающих в русле пост-панка. «АукцЫон» — группа-перфоманс, для которой собственно музыкальная составляющая имеет равное значение с имиджем, хореографией, манерой поведения на сцене и в жизни, зачастую весьма эпатажной. Безудержный накал, характеризовавший лучшие выступления «АукцЫона», разрушал барьер между сценой и залом, объединяя творцов и их слушателей единым электрическим драйвом. Нервная, изломанная, несколько болезненная аура «АукцЫона», их «темная», гротескная, порой парадоксальная образность заставляет проводить параллели с эстетикой экспрессионизма и театром абсурда, хотя пафос творчества группы, безусловно, исходит из современной им ситуации сопротивления номенклатурному обществу, по-своему преломляет острые социальные, этические и философские проблемы своего времени, отражает драму «маленького человека», живущего в состоянии войны с собой и окружающим миром. Неповторимый саунд «АукцЫона» — чуть резковатый, минималистичный (унисонные сочетание электрогитар и духовой секции), их богатый музыкальный язык, расширяющий возможности рок-музыки за счет аванграда и джаза, сложная изысканная ритмика, при этом – удивительная, почти русская распевность вокальных тем, сильная личная энергетика лидеров группы (Олега Гаркуши, Леонида Федорова, Владимира Веселкина) – все это делает группу «АукцЫон» выдающимся явлением в отечественном роке.

Группа «АукцЫон» была сформирована в начале 1980-х годов, хотя свое название (первоначально оно, в соответствии с грамматическими нормами русского языка, писалось через «И») обрела только в 1983. Ядро группы составили Леонид Федоров (гитара, вокал, музыка) и Олег Гаркуша (танцы, вокал, тексты), сформировавшие плодотворный творческий союз. В 1983 году группа вступает в Ленинградский рок-клуб, а весной 1986 с большим успехом выступает на IV рок-фестивале. К этому моменту после долгих изменений устанавливается состав группы: Леонид Федоров, Олег Гаркуша, Сергей Рогожин (вокал), Виктор Бондарик (бас), Дмитрий Озерский (клавишные, вокал), Николай Рубанов (саксофоны, флейты), Николай Федорович (саксофон) и Игорь Черидник (барабаны). Состав продолжает меняться и в дальнейшем – в частности, в него вскоре вливается прирожденный шоумен Владимир Веселкин, который своими маниакальными танцами придает группе совершенно сногсшибательный имидж (впрочем, в него привносит свою долю каждый из участников – чего стоит хотя бы знаменитый усеянный медалями пиджак Гаркуши!). Оформлением альбомов занимается знаменитый питерский художник-авангардист Кирилл Миллер. Потрясающий артистизм и сильная аура привлекают внимание широкой публики и творческой общественности (пожалуй, «АукцЫон» чаще, чем какая-либо другая группа, снимался в ряде художественных и документальных фильмах — это «Взломщик» (Ленфильм, 1986), «Half-Official» (Германия, 1987), «Рок» (ЛСДФ, 1987), «Давай рок-н-ролл!» (Германия, 1988); Гаркуша сыграл роли в фильмах «Презумпция невиновности» (1988) и «Хрусталев, машину!» (1996)). Массированные гастроли по стране приносят коллективу масштабное признание.

В 1986 и 1988 годах группа записывает магнитоальбомы «Д’Обсервер» и «Вернись в Сорренто» (будут переизданы на «твердых носителях» в конце 90-х). Следующий альбом, «Как я стал предателем», выходит во Франции на лейбле Voyla Production в 1989 году. Этот альбом представляет группу как полностью сложившийся, сыгранный, зрелый коллектив, обладающий «лица необщим выраженьем», умением эстетски препарировать внешне-социальную тематику, своеобразным черным, порой даже по-скоморошески злым юмором («Осколки») . Эту же линию в целом продолжает изданный в России на «Мелодии» диск «В Багдаде все спокойно» (1990), в котором, в соответствии с концепцией, отчетливо проявляются этнические (восточно-азиатские) мотивы («Путь в Джинистан»). Голос Гаркуши обретает особую, вкрадчивую язвительность. Два следующих альбома — «Жопа» (первоначально издан под названием «Дупло», 1990) и «Бодун» (1991) — развивают образ «маленького человека», родившегося «под колпаком» и живущего в тесных застенках тоталитарного общества, а также собственных страхов и бреда. Герои альбомов – немые, юродивые, невезучие, изгои, «Иваны, родства не помнящие», ходящие по острому лезвию между жизнью и смертью, и при этом хохочущие над собой и окружающим миром. Такие люди, впрочем, всегда почитались на Руси как Божьи… У «АукцЫона» они находятся как бы вне и даже над «системой», прорываясь, сдирая кожу и истекая кровью, сквозь прутья клетки и взмывая, словно птицы, в свободное небо…

Не менее активной, чем студийная, является в этот период концертная деятельность. В 1990 «АукцЫон» принимает участие в грандиозной экологической акции «Рок Чистой Воды», совершая турне по Волге. С конца 80-х группа регулярно выезжает за рубеж (Франция, Германия, Дания, Швейцария, Австрия, Голландия, Чехия), где ее принимают очень тепло. В Париже музыканты знакомятся с поэтом, художником и бардом Алексеем Хвостенко, с которым в составе проекта «Хвост и АукцЫон» записывают два альбома — «Чайник вина» (1992, с «инфернальным» хитом «Орландина») и «Жилец вершин» (SNC, 1995 — на стихи Велимира Хлебникова). Тем временем, в составе группы опять происходят изменения. В мае 1992 года ее покидает Веселкин, решивший заняться собственным творчеством (выясняется, что он, помимо танцев, может прекрасно петь), прекращается сотрудничество с Миллером.

В 1993 группа выпускает свой самый, пожалуй, сильный альбом «Птица», на 100 % состоящий из хитов (но при этом ни на йоту не коммерческий) – собственно «Птица», «Дорога», «Моя любовь»…. «Не за что биться, нечем делиться» — таков итог почти десятилетней борьбы за самоопределение, к которому пришло поколение «АукцЫона», поколение разочарованных романтиков и революционеров, сжегших за собой мосты и вступивших на «долгую дорогу безкайфовую». Настроение безысходности, забвения, «последнего отсчета», и раньше очень характерное для «АукцЫона», в этом альбоме достигает апогея. Музыкальный язык и исполнение стали еще более точными, острыми, впечатляющим. Безусловно, альбом «Птица» — один из наиболее выдающихся в отечественном роке вообще.

Однако во второй половине 90-х постоянные гастроли, смена состава, а также отсутствие нового материала привели к неявному, но все же ощутимому кризису. Все музыканты начинают заниматься собственными проектами, работают «на стороне». Леонид Федоров ведет активную сольную деятельность (альбом «Четыре с половиной тонны, 1997), занимается продюсированием (группа «Ленинград»), а с начала 1999 года выступает и записывается с джазово-ориентированным «Волков-трио». Олег Гаркуша также выпустил сольный альбом «Гаркундель» (1998), открыл в Питере одноименный клуб, издал несколько книг стихов. Павел Литвинов (перкуссия) участвует в фестивале «SKIF» как организатор и тоже играет в нескольких проектах, Николай Рубанов (саксофоны, бас-кларнет, жалейка) занимается группой «С.К.А.», Борис Шавейников (ударные, перкуссия), помимо «АукцЫона», играет в группе «Разные люди». Тем не менее, «АукцЫон» периодически собирается и дает концерты, которые пользуются неизменным успехом (памятны концерты 23 и 24 2000 года сентября в «Горбушке», посвященные презентации альбома Леонида Федорова «Зимы не будет»).

Дискография:

«Д’Обсервер» (МС, 1986)
«Вернись в Сорренто» (МС, 1988, CD, 1998)
«Как я стал предателем» (МС, 1989, LP, Voyla Production, 1989)
«В Багдаде все спокойно» (МС, LP, 1990)
«Жопа» (МС, LP, 1990)
«Бодун» (МС, LP, 1991)
«Птица» (1993)
«Аукцыон» (сборник, 1996)
«Хвост и АукцЫон»:
«Чайник вина» (1992)
«Жилец вершин» (1995)
Леонид Федоров:
«Четыре с половиной тонны» (1997)
«Анабэна» (2001)
Федоров Волков Курашов
«Зимы не будет» (2000)
Олег Гаркуша:
«Гаркундель» (1998)

27.07.2001

© webmaster@auctyon.ru