Главная страница lenta.auctyon.ru
Титры
Cтартовой!
Карта
Виртуальный музей "Аукцыона"
:: Добавить новость  
Афиша Аукцыона и его семьи Главная / Документы / Эти папы (рецензия на диск "Это Мама")
Концертов нет
Получайте информацию с комфортом

Поиск по сайту:

Живой Журнал:

[info] auctyon (сообщество)

[info] auctyon_ru (новости)

RSS поток:

RSS

›­м

Эти папы (рецензия на диск "Это Мама")

Автор: Евгений Иz
Дата: 16.05.2003
Прислал (о, а, и): Sun Ra
Впервые: Топос
Это Мама

Когда образованному питерскому мужчине с навыком игры на муз-инструменте в начале XXI века становится грустно и не по себе, он играет совсем никакой не блюз. Он играет настолько запредельный звук, что грустно и не по себе становится множеству мужчин и женщин, и не только в Питере. А когда таких мужчин целая банда — душевного комфорта не жди. И не потому что они такие эгоцентричные, грузят ближних и не могут выдать “позитив”, а потому что врать себе не могут и уже кроме этого запредельного звучания не видят способов честно выражаться.

А у к ц ы о н. Э т о м а м а

Я слушаю «Аукцыон» с 1986 года. По-моему, сегодня в Багдаде уже не все, далеко не все спокойно. И если между состоянием Предателя и состоянием Птицы находилось состояние Бодун, то Зима все равно, как всегда, наступила. Я не слышал у «Аукцыона» ничего более замогильного, чем последний, осени 2002г, студийно-живой альбом «Это мама». Была когда-то запись концерта в Зеленограде — периода «Чайника вина», с монументально пьяным Хвостом и орнаментально нетрезвыми аукцыонерами — тоже замогильная, но особого, веселящего разлива. «Это мама» — уже совсем другой коленкор.

Костяк «Аукцыона», оказывается, составляют кролики да тигры. Или коты и тигры. По преимуществу, именно носители данных знаков китайского календаря некогда создали ныне легендарную банду. Тогда еще никто и не думал, что когда-нибудь на Земле настанет пост-рок… Так вот, кролики (коты) — они очень милые и спокойные люди. Индивидуальны, талантливы, нежны и зачастую меланхоличны. Игроки (если не в карты-рулетку, то хоть на гитарах). Тигры (наверное это ритм-секция) чувствительны, умны и конфликтны, ищут приключений, находят сложности. Вместе они действуют так, как действовали бы дуэтом Сталин (кот) и Маркс (тигр). Черт его знает, но в конце концов в котле «Аукцыона» заварился какой-то опасный для здоровья яд.

Меланхолия, полная светлых тонов, была в акустическом сольном «Четыре с половиной тонны» Федорова. Весь этот джаз с Волков-трио на «Зимы не будет» был уже выходом серьезной истерии, полифонией прорезавшегося психоза, не тревожностью, но тревогой. Все это время «Аукцыон» отдыхал, Федоров мрачнел. Судя по редким его интервью, сухим и неподробным, он был озабочен какими-то вещами материального плана, нежеланием продолжать дальше «Аукцыон», намеревался более или менее спокойно солировать по клубам обеих столиц, продюсировать питерские безбашенные дарования. В общем, остановите самолет, я слезу. Но вот он — новый альбом.

Вернее, это сборник старых вещей, записанный живьем в студии ЛСД-фильм (студия документальных фильмов, славная своей причастностью еще к замечательному альбому «Жилец вершин»). Новых вещей на альбоме, несмотря на убеждения Юрия Сапрыкина («Афиша» №20, 2002), что четыре, на самом деле — только две. «Якоря» и «О погоде». Песня «Заведующий» — макабр на меланхоличную песню из «4,5 тонны», а «Профукал» — несколько сумбурных фраз внутри известнейшей темы «Фа-фа» — это, где «галлюциногены, юга, нас дофига, накатила суть — ага». И все-таки все песни со старых альбомов облечены в новую «суть»: зловещую, почти непроницаемую, надрывно-паралитическую. Когда я говорил о замогильности «Мамы», я не имел в виду тоски и мертвенной бледности вурдалаков. Скорее, это какая-то чудовищная и ядовитая катастрофа, происходящая так глубоко, что уже не важны слова и мелодии, а важна только одна интонация. Нервный и усталый крик на фоне дегуманизированного саунда в тусклом ореоле чего-то нечеловеческого. Яростный омут перегруженных нейросистем. И только «О погоде» — иной вектор. Замечательная грустная песня с литаврами, саксофоном (или это бас-кларнет? не знаю) и теми красиво щелкающими кастаньетами, что присутствовали на альбоме «Птица»: «идет весь век/ то дождь, то снег/ то дождь, то снег». Так грустно может быть, наверное, только в одной Северной Пальмире.

На «Маме» присутствует практически весь коренной состав группы: Гаркуша, Озерский, Бондарик, Шавейников, Литвинов, Федоров и Рубанов. Это те самые парни, что на заре отечественного либерализма съездили в Европу, показать Парижу веселкинскую жопу. Где-то сейчас задорный Вова Веселкин — быть может, ставит подтанцовку Диане Гурцкой? Нет, скорее всего, осел в Париже… А Николай «Колик» Рубанов — гениальный саксофонист-самоучка — в конце концов ставший почти что звуковой визитной карточкой «Аукцыона»; на новом альбоме Рубанов рубит за семерых, и его пронзительные, морщащие мозги и поджигающие уши фразы и соло процентов на 70 ответственны за подрывной замогильный колорит. Не знаю, кто как, но лично я всегда предпочту рубановскую игру джон-зорновской… Гаркуша, настоящий всесоюзный дитятя Земли Русской, теперь едва слышен на новом диске — зато его пронзительные аборигенские крики на одной ноте создают замечательный апокалиптический финал некоторых вещей.

В принципе, кто-то должен был выдать именно эти интонации, именно эти колыхания души. Питерский «Сплин» успешно занят разработкой своей пост-психоделической, описательной золотой жилы, «Текиладжаззз» с их энергичными романтическими медитациями вряд ли бы подались в аукцыоновскую эсхатологию, ну а «Ленинград» — «Ленинград» будет штурмовать московские стадионы и стилизоваться все больше и больше. Нет, все-таки только «Аукцыон» мог предоставить на всеобщее обозрение мрачный экстаз без видимого смысла и цели, с дружелюбным саксофонным визгом и доверительным вокальным воем. Пестующий свой мрак Найк Борзов не настолько брутален. Разве что вот «Хоронько-оркестр» — где-то в чем-то туда же, но в совсем иных формах.

Конечно, в пору, когда нет больше искусства, а есть уже только арт-бизнес, возможно, что выпуск альбома просто был необходим музыкантам — по самым материальным соображениям. Существует же брэнд, имеется же «Мистерия паблишинг» и другие официальные лица, все еще живы-здоровы, отчего бы не слабать концертно-концептуальный «зе бест»? И не беда, что новых песен считай, что нет («Якоря» и «О погоде» вполне могли остаться за бортом той же «Зимы не будет»), главное — спрос еще есть… Об этом думать уже более грустно. Может статься, что этот фактор тоже внес свою психологическую лепту в тот звук, к которому пришел-таки «Аукцыон». Опять же — черт его знает. По московским клубам до сих пор дрейфуют же «Водопады им. Вахтанга Кикабидзе» (кто-то помнит, что это такое?), «Вежливый отказ», Силя, «Э.С.Т.», «Мистер-Твистер», ну и «Н.О.М.». У Егора Летова образовались какие-то трибьюты и альбом с песнями советских композиторов. Тенденции берут за горло, берут свое там, где видят свое.

Но лучше не опускаться так близко к греховному грунту; вдруг я подумал, что «Это мама» — это так называемая «грешная земля», которая еще в «Птице», в теме «Дорога» «держала за ноги» и «медленно любила, пережевывая» — кстати, эта вещь очень нравится В.Пелевину. Но лучше не опускаться совсем, не концентрироваться на таких объектах ума, как «Мистерия паблишинг» и иных тонкостях дистрибуции и дилерских сетей. Лучше так, как с начала было: подрывной замогильный колорит — пронзительные аборигенские крики — мрачный экстаз — чудовищная и ядовитая катастрофа — яростный омут перегруженных. В общем, комфорта не жди.

При всем этом «Аукцыон» — вменяемые, осознанные и спокойные люди. Отцы своих семейств, папы, они — довольно расслабленные и даже чуть ленивые мужички. Вот и их сайт http://www.auktyon.ru такой же — загружается быстро, а обновляется медленно.

Да, и все-таки нынешний Леонид Федоров, как-то в интервью называвший президента Путина «Утей-путей», теперь исполняя старый хит «Осколки» — «сон, во сне борьба, судьба народа — моя судьба!», остается тем же, что и был — фигляр-фигляром… Черт их разберет.

21/02/03

© webmaster@auctyon.ru