Главная страница lenta.auctyon.ru
Титры
Cтартовой!
Карта
Ынь.
:: Добавить новость  
Афиша Аукцыона и его семьи Главная / Документы / На грани фола (рецензия на "Девушки поют")
Концертов нет
Получайте информацию с комфортом

Поиск по сайту:

Живой Журнал:

[info] auctyon (сообщество)

[info] auctyon_ru (новости)

RSS поток:

RSS

›­м

На грани фола (рецензия на "Девушки поют")

Автор: Евгений Белжеларский
Дата: 02.05.2007
Прислал (о, а, и): Auctyon.Ru team
Впервые: Итоги

"АукцЫон" презентовал новый альбом

Эта группа негласно признана флагманом отечественной альтернативы. Фурор на Западе она произвела еще в 80-е. В то время когда, скажем, Виктор Цой, встававший на сцене в героические позы, был воспринят европейской публикой чуть ли не как наследник сталинизма. Скрестили ежа с ужом! Стало понятно, что суровая романтика не проходит, а вот «аукцЫоновский» карнавал, помноженный на тонкие аранжировки, — это в самый раз. Мозаика стилей (панк, новая волна, ска, джаз), безумный драйв и особенно театр абсурда на сцене — все это сносило публике крышу и «здесь» и «там». Не зря лидер группы Леонид Федоров, питерец до мозга костей, общался с поэтом-хеленуктом Владимиром Эрлем и зачитывался Николаем Васильевичем с «Сашей» Введенским.

Плацдарм был взят с ходу: желая развить успех, группа зачастила в западные клубы. А вот переходить на стадионные хлеба и двигаться навстречу массовой публике в России музыканты решительно не хотели. Однако постепенно, увлекшись сольными проектами (чего стоит хотя бы гениальный альбом «Зимы не будет», записанный с Александром Волковым), Федоров стал все реже вспоминать об «АукцЫоне». Группа жила на старый капитал: продолжала активно концертировать, но в студию почти не захаживала.

Теперь лед тронулся. Мало того, давно ожидаемый альбом («Девушки поют») оказался не совсем обычным. Ведь в записи участвовали лучшие авангардисты из Нью-Йорка — гитарист Марк Рибо, клавишник Джон Медески, трубач Фрэнк Лондон. Игра с музыкантами такого ранга означает почти полное отсутствие репетиций. Это спонтанная музыка, которую нельзя собрать по винтикам, по нотам. Но можно, подергав за что-то, подправить, как стропы у парашюта.

Именно это и происходило и в зале, когда «АукцЫон» демонстрировал новую программу. Наблюдалась полуимпровизация, в ходе которой Леонид Федоров принимал звуковой напор на себя, вставал на его пути, пропуская происходящее через какие-то эмоциональные фильтры. Казалось, в трубочку свернутся не только уши публики, но и ее мозговые извилины. Зато охранники менялись через каждые четверть часа. Заканчивается очередная песнь, глядь — опять кто-то новый. Их можно понять — такое с непривычки трудно выдержать. Ведь «АукцЫон» 90-х по сравнению с нынешним выглядит едва ли не эстрадным. Аранжировок теперь практически никаких, звукоизвлечение — самое непредсказуемое, порой на грани фола. Простейшие мелодические ходы пронизаны резкими атаками струнных и духовых. Зато на выходе — сильнейшее ощущение потусторонности. Ощущение это вытянуто Федоровым из фольклора, который и раньше оставлял следы в его композициях, но теперь используется по полной. Получается музыка заговоров, сказок, ворожбы. Ее не вынесет ни набожный, ни убежденный атеист. «Все пропукал, профукал / Теперь гуляй, сокол. / Да радуйся громче, сука / Никого не осталось около. / Раньше бы, зараза, плакал и хныкал, пикал, пипикал, какакал…/ На кол!» Ну и так далее. Мелькание образов, звуков, чистое шаманство. Вальс-триллер «Роган Борн» и танцевать-то страшновато. А под заглавную «Девушки поют» с размеренным и монотонным ритмом (что-то вроде знаменитого хита «Фа-Фа», но много кошмарнее) можно было заснуть и не проснуться. Нет, это уже не привычный питерский абсурд с двойниками и потерянными носами. Это реальность, расположенная ниже этажом. Здесь иное — земля, почва. Перемигивание болотных огоньков. Хор кикимор. Сырость, проникающая сквозь поры кожи и разжижающая кровь. Оживающие призраки, вымостившие своими костьми город-некрополь. Федоров творит хаос и заново собирает реальность. Точка сборки — на кончике его медиатора.

Если дома поставить «Девушки поют» на проигрыватель, ощущение будет в точности как на концерте. Слушать эту пластинку два раза подряд просто невозможно — какие-то мозговые центры теряют чувствительность. Ну что ж, корифеи нью-йоркского музыкального индепендента на паях с нашими просто обязаны были выдать какое-нибудь музыкальное чудо света. Получилось ли? Скорее да, чем нет. «Девушки поют» — явно шаг вперед, почти искупающий долгие годы молчания.

© webmaster@auctyon.ru