Главная страница lenta.auctyon.ru
Титры
Cтартовой!
Карта
Ынь.
:: Добавить новость  
Афиша Аукцыона и его семьи Главная / Документы / Особенности текстов АукцЫона
Концертов нет
Получайте информацию с комфортом

Поиск по сайту:

Живой Журнал:

[info] auctyon (сообщество)

[info] auctyon_ru (новости)

RSS поток:

RSS

›­м

Особенности текстов АукцЫона

Автор: Uncle Dron
Дата: 29.08.2003
Прислал (о, а, и): IK
Впервые: Русрок

Во-первых, «АукцЫон» — одна из немногих групп, которые провозглашают, что они занимаются рок-музыкой, то есть синтезом музыки и слов. Вообще-то, весь русский рок до начала 90-ых основывался на текстах, и группа пытается преодолеть эту однобокость. Тексты «АукцЫона» — слова к песням и выполняют именно эту функцию. При этом Дмитрий Озерский отводит им именно такую роль: «Мне важно, чтоб слово соответствовало музыке на звуковом уровне, тогда оно действует, начинает жить.» Отсюда следует особенность текстов группы: они предназначены для исполнения под музыку, которая играет роль оформления, и на бумаге могут выглядеть просто нелепо. Если тексты Гаркуши, которые составляли основу раннего творчества, по форме представляют собой стихи, с рифмами, размером, структурой и прочими атрибутами стихотворения, то Озерский от этого сознательно уходит: «Я не считаю <…> то, чем я занимаюсь, рок-поэзией, поэзией вообще. Зарифмовать свои мысли, вообще что-либо зарифмовать <…> для меня не проблема. Для меня нетрудно перейти на стихи и вообще начать разговаривать стихами — с рифмой, правильными размерами — всеми этими делами. Но зачем?»

Вторая особенность текстов группы — это приспособленность их под вокал лидера группы Леонида Фёдорова. Казалось бы, что картавый вокалист с очень своеобразной манерой исполнения должен существенно ограничивать возможности группы, что до некоторой степени и происходит в действительности ( буква «р» используется в текстах очень редко ), но между тем даёт ещё и целый ряд возможностей. Например, сознательно нечёткое исполнение припева песни «Спи, солдат» раскрывает дополнительный смысл в тексте. Весьма нетрудно догадаться, чем является жизнь, если «от темна и до темна стало всё равно» с нечётким произношением последнего слова. Причём обыгрывание таких вещей совершенно не обязательно связано с буквой «р». В «Зиме» глагол «Веселится» по произношению больше похож на противоположное по смыслу существительное «Виселица», словно убирая из депрессивного текста единственное слово с позитивным оттенком.

Третья особенность АукцЫоновских текстов — это необычайная скупость на слова, порой вызывающая размышления об их недостаточности:

Пусть и давно.
Да и это никому.
Где огни?
Всё равно не знаю.
Там между я и о.
И не скажет, ну и пусть.
Как они?
И отсюда никуда.
И давно.
Всё равно не верю.
Вот мимо я и о.
И не скажет, ну и…

«Картинка, отрывочек, который создает определенное настроение. Но это настроение никак не называется словами, не выражается. Это не есть зарифмованная мысль. Причем слова самые обычные, самые простые. Чем банальней — тем лучше. Лучшая песня получается из самых простых слов. Конечно, это довольно далеко от обычного понимания поэзии. Потому что поэт в моем понимании пытается всегда сказать что-то новое, или хотя бы — по-новому, сказать что-то оригинальное, найти новые слова, новые обороты. А здесь наоборот — здесь попытка составить слова, развернув их несколько другим способом. Если бы я писал традиционные стихи, я бы это делал по-другому.» Вот разворот известных слов и является главной особенностью лирики «АукцЫона». Прежде всего следует сказать, что мысль о кризисе классической поэзии родилась ещё в начале 20-ого века, и связана она с тем, что актуальные явления не поддавались старым методам. Символисты и футуристы пытались разрешить эту проблему разными путями: первые — через поиск новых образов, вторые — через новые слова и форму. Большинство русских рок-поэтов пошло по пути символистов, опираясь, главным образом, на религиозные ( Б.Гребенщиков, И.Кормильцев) и древнерусские ( А.Башлачёв, К.Кинчев, Б.Гребенщиков ) традиции. Озерский же решил не ограничиваться каким-то одним источникам и привлёк к своим текстам все культурные достижения современной цивилизации: от классиков мировой литературы ( «…Начитались Гофмана, решили перенести это на музыку, экстраполировать, так сказать, на современный материал.» ) до урбанистических явлений современной жизни ( радио, телевидение, кино, разговорные обороты). «Как-то раз Гаркуша <…> увидел по телевизору передачу про бывшего тассовца, который стал шпионом. Впечатлённый свалившимися на него откровениями бывшего разведчика, Гаркуша в ту же ночь написал стишок „Так я стал предателем“. Озерский и Фёдоров, которым само стихотворение не понравилось, оставили только ключевую фразу для припева.» К тому же такой метод высказываться оказался удивительно актуальным в 90-ые, когда темп жизни в больших Москве и Петербурге ( а «АукцЫон», безусловно, как и весь рок в целом, явление урбанистической культуры) сильно возрос и немного сумбурные АукцЫоновские тексты, часто с несоответствиями по падежам, временам и числам, отвечают аналогичному состоянию нынешнего общества. Также очень широко распространено и явление использования в речи устойчивых лексических конструкций из литературных произведений ( здесь достаточно упомянуть цитаты из «Горе от ума» Грибоедова или нетленных произведений Ильфа и Петрова), речи известных людей, просто рекламных слоганов, так что ничего удивительного в том, что оно проникло и в рок-поэзию, нет, правда, следует отметить, что Озерский не опускается до использования повседневных выражений, а источник установить очень трудно и это требует широких знаний во всех областях искусства: и литературы, и кино, и даже рок-музыки ( «Yellow submarine» из битловской песни перекочевало в «Тоску», или в «Банзай!» есть словосочетание «звуки му» — это название известной московской рок-группы. ) Подчас заимствованные образы очень сложны и имеют несколько трактовок, но без интерпретации понять смысл некоторых песен и фраз совершенно невозможно. Именно через реминисценции передаётся смысл текстов.

© webmaster@auctyon.ru