Главная страница lenta.auctyon.ru
Титры
Cтартовой!
Карта
Аукцыон, "Это Мама"
:: Добавить новость  
Афиша Аукцыона и его семьи Главная / Документы / И стилизованный под ретро имидж...
Концертов нет
Получайте информацию с комфортом

Поиск по сайту:

Живой Журнал:

[info] auctyon (сообщество)

[info] auctyon_ru (новости)

RSS поток:

RSS

›­м

И стилизованный под ретро имидж...

Автор: Денис Буллат
Дата: 22.11.2005
Прислал (о, а, и): Auctyon.Ru team
Впервые: Наш Неформат

Группа «Аукцион» еще не так катастрофически известна широкому потребителю массового искусства, и возможно, поэтому провинциальные газеты переиначивают ее название на «Аттракцион», а солиста Олега Гаркушу путают с его коллегой по жанру Петей Мамоновым из «Звуков My». Однако «самую веселую рок-группу» это обстоятельство не только не смущает, но даже радует.

Если взглянуть на то, что делает «Аукцион» в ленинградском рок-клубе, то обнаружится удивительный парадокс: с одной стороны, творчество группы имеет свою яркую, индивидуальную направленность — она всегда узнаваема как в записи, так и на сцене, но с другой — благодаря своей «комической» направленности не воспринимается всерьез с профессиональной точки зрения большинством зрителей и критиков…

Однако попытаемся абстрагироваться от «авторитетов» и постараемся, в возможных пределах, непредвзято подойти к группе, утолив свое любопытство, так сказать, из первых рук самого Олега Гаркуши.

— Олег, об «Аукционе» сложилось чуть ли не единодушное мнение пишущих и кулуарных критиков, что хоть группа и имеет ярко выраженный некоммерческий характер, основная творческая энергия музыкантов направлена на создание видеоряда, что шоу у вас превалирует над музыкальной основой, которая в роке всегда первична. Насколько, по-вашему, такой взгляд на группу справедлив?

— Очень часто приходится выслушивать подобные упреки в той или иной форме. Вообще говоря, мне слово «шоу» не совсем нравится. Оно пришло к нам «оттуда», где имеет конкретный смысл и подразумевает поставленное под музыку хореографическое или вокальное действо. Если ты, к примеру, не сделал вовремя канкан, то ожидай неприятного разговора с постановщиком. То, что делает «Аукцион», ни в коей мере не подразумевает произвола постановщика: мы в большей степени работаем спонтанно, чем по заранее составленному плану (исключая музыку, разумеется). У нас, конечно, есть кое-какие заготовки, но их не так уж и много, и используются они не как «проходные», а скорее в качестве ключевых моментов, где сосредоточен основной смысл Например, сцена смерти, которую мы часто показываем. Может быть, привкус шоу и эстрадности у «Аукциона» и присутствует, но было бы ошибочным утверждать, что именно этим занимательна наша деятельность. Элементы шоу используются совсем в другом качестве: это как способ творческого самоутверждения за счет самой же эстрадности, «попса», шоу…

— Словом, пародия на эстраду на самой эстраде?

— Да, наверное. А подобные критические замечания, о которых вы говорили выше, появляются от стереотипного и невнимательного подхода. Они рождаются сначала в среде критиков, а затем попадают на благодатную почву в лице полуобразованной «рок-общественности». Ведь основная масса на концерт уже приходит, приблизительно зная, что она сейчас получит. И, слушая музыку, ее не слышит, смотрит на сцену и многого не замечает, а «Аукцион» рассчитывает на человека, способного творчески воспринимать весь материал в комплексе.

На нашем «Аукционе» продается самая разнообразная продукция, но каждый приобретает себе только то, что ему, образно говоря, по карману. Очень жаль, если он «покупается» только на шоу.

— Теперь от шоу попробуем перейти к музыке. В каком стиле работает ваша группа? И каковы ее музыкальные пристрастия?

— Музыка, которую мы играем, написана в традициях «новой волны», точнее, в ее психоделическом варианте. Но мы не замыкаемся в этих рамках и стараемся чаще играть скорее «синтетическую» музыку. Генератором является наш гитарист Леня Федоров. Музыкальные вкусы у нас сегодня — это английская группа «Зе Кьюре» и квартет из Ирландии «U-2».

— Часто рок-музыку в силу протеста, который изначально в ней заложен, относят к оппозиции традиционному искусству. Можно ли к этой оппозиции отнести «Аукцион»?

— Считаю необходимым уточнить, что во время творческого процесса мы никоим образом не стараемся противопоставлять себя традиционному искусству, но когда выходит что-то готовое, то результат получается почти обратный. Чем это объяснить — не знаю. «Аукцион» нисколько не интересует пресловутая оппозиционность. «Аукцион» старается раздвинуть традиционные рамки лишь настолько, насколько это необходимо для воплощения своих творческих замыслов. Мы в своей практике используем как раз атрибуты традиционного искусства: манера держаться на сцене, стилизованный под ретро имидж, аранжировки, своеобразный набор инструментов, не говоря уже о наших поэтических опытах.

Что касается авангардного искусства, то я не являюсь его поклонником. Авангард уже в какой-то степени превратился в «попс». А если постараться вкратце ответить, то замечу: чтобы создавать «антикультуру», необходимо повышать свой уровень традиционной культуры.

— Олег, при внимательном восприятии концертной программы, атмосферу которой не в состоянии передать ни аудио-, ни даже видеозапись, зачастую ощущения возникают далеко не комические. Во время «веселого» выступления лица у исполнителей довольно серьезные, а если появляется вдруг улыбка, то подчеркнуто неестественная. Текст в отрыве от музыкального содержания так же не располагает к веселью… Чем, вы считаете, возможно объяснить настолько тесное соседство смеха и… ужаса?

— Вы сейчас задали вопрос, который волнует и нас самих. Ответ, по-моему, необходимо искать опять же в процессе творчества, а точнее, в эмоциональном настрое в этот момент. Мы не ставим себе целью кого-то напугать или же, наоборот, развеселить. На готовую композицию смотрим прежде всего с профессиональной точки зрения: каковы недостатки, насколько удалось раскрыть в ней эстетическую идею? А эффект замечаем, как правило, только на концерте.

Когда «Аукцион» вызывают на бис, в ожидании снова услышать что-нибудь умильное, то мы поем очень спокойную песню «Если меня убьют…». Во многом мы следуем принципу, о котором в свое время говорил Гребенщиков: «Что вижу, о том и пою». А чего только не увидишь вокруг?!.

— Вполне с вами согласен. Но по этому поводу у меня возник еще один вопрос: этот гребенщиковский принцип лежит в основе вашего творчества в целом или же какой-то отдельной составляющей, скажем, в стихах?

— Не смогу ответить на ваш вопрос определенно, потому что для этого необходимо спросить весь «Аукцион». На мой же взгляд, он ярче всего выражается в текстах и видеоряде. Но не стоит на этом основании отождествлять наше, в данном случае, поэтическое творчество с манерой Гребенщикова. Ничего хорошего, по-моему, из этого не выйдет…

— Насколько мне известно, вы сами пишете стихи?

— Именно стихи, но не тексты… Пишу довольно часто. Готовый материал показываю Лене Федорову, и если мой «шедевр» его устраивает, то тут же ложится в основу песни. Но чаще всего стихи подвергаются редакции, различным видоизменениям, и в конечном варианте я узнаю только отдельные «родные» строчки, такие, как: «старый пионер», «он идет к своей волчице», «так я стал предателем» — то есть самые, так сказать, ударные моменты. Пишу хаотично. Иногда сижу над стихотворением почти три часа и чувствую, что оно попросту не идет, несмотря на изобилие эмоций и вдохновения. И наоборот, находясь в какой-нибудь компании, вдруг удаляюсь на кухню и пишу буквально за пять минут то, что раньше никак не удавалось.

Заранее предвижу по этому поводу скептическую реакцию ваших читателей, но для них у меня есть довольно веский аргумент — это сборник моих стихов, который вскоре выйдет в одном из издательств Северодвинска или Таллинна. Несмотря на все его недостатки и достоинства, радует главное: кого-то интересует мой «скорбный труд», который, будем надеяться, просто так не пропадет…

"Студенческий Меридиан" №4'1990

© webmaster@auctyon.ru