Главная страница lenta.auctyon.ru
Титры
Cтартовой!
Карта
Ынь.
:: Добавить новость  
Афиша Аукцыона и его семьи Главная / Документы / Рецензия на "Таял"
Концертов нет
Получайте информацию с комфортом

Поиск по сайту:

Живой Журнал:

[info] auctyon (сообщество)

[info] auctyon_ru (новости)

RSS поток:

RSS

›­м

Рецензия на "Таял"

Автор: Стас Эвентов
Дата: 20.04.2005
Прислал (о, а, и): Somebody
Впервые: Rockmusic.Ru

Авангард, как известно, — вещь обоюдоострая. То есть все предельно обнажено и обострено: полшага вправо — гениальность прозрения будущего искусства, полшага влево — попса, профанация, идиотизм. На подобном минном поле Леня Федоров играет давно и всерьез, осознанно уходя от каких бы то ни было внешних побед, признаний и попыток вхождения в одну и ту же реку. Некогда, хотя, конечно, в значительно более мейнстримовом смысле, так поступал Б.Г. Теперь же подобные партизанские действия на фронте музыкального авангарда — штука редкая. Тем более критерии смелости авангардного искусства и сами признаки того, что это действительно Шаг Вперед, — изрядно обмельчали, подзатерлись и нередко представляют собой искаженное представление тех же масс-медиа и музыкальных буржуа от нефте-попа, об идеально-удобоваримом и не слишком остром контрапункте собственным продуктам. За примерами далеко ходить не нужно — тот же Псой Короленко и иже с ним.

Впрочем, обо всем этом вспоминается только вследствие возможности сопоставления с Настоящим Авангардом (тоже достаточно парадоксальное словосочетание). Настоящий авангард от Лени Федорова — зрелище и музыкальный спектакль весьма мало эпатирующего свойства, то есть весь «шум и ярость», «глобальный протест», а также «страх и отвращение» здесь весьма потаенного, интеллектуально пост-музыкального свойства. Леня не призывает взрывать супермаркеты и «насовывать Макдоналдса», а ведет хитрее и смотрит дальше. Гнет, настоящий лидер «АукцЫона» свою линию значительно искуснее — к глобальным внутренним переворотам восприятия готовя собственную «паству». Хотя, опять же, все это столь ненавязчиво, легко, порой, даже по-русски проникновенно (на некотором надсознательном уровне).

Вообще, стоит признать, что еще со времен своего предыдущего сольника «Лиловый день», Леня стал приглядываться и прилаживаться к большим музыкальным полотнам, где-то губайдуллинского толка, порой случайно, а временами абсолютно осознанно выходя на соединение несовместимого в одной песне — акустической гитары, собственного голоса и записи симфонического оркестра, исполняющего любимого федоровского Карла Орфа, а так же Шнитке, Карла Мария Фон Вебера и Баха. Причем, по его собственному свидетельству «все совпало абсолютно случайно». То есть, Федоров играл на гитаре и пел, одновременно играл магнитофон с записью Карла Орфа, и все это записывалось через микрофон на цифровой, надо понимать, носитель. А в дверь ломились соседи (превратно трактуя звуки, льющиеся из Федоровской квартиры). Таким образом, некая связь между предыдущим альбомом и нынешним творением Федорова (и Волкова), безусловно, существует. Только теперь (стоит заметить, что альбом «Таял», практически полностью основывается на совместной программе Федорова, Волкова, ансамбля «OPUS POSTH» и хора «СИРИН» под управлением А. Котова) у лидера «АукцЫона» появилась реальная возможность воплощения собственных глобальных (и в плане использования большого количества музыкантов, оркестров, хоров и т.д.) замыслов.

И еще. Существует одно, принципиальное, на мой взгляд, отличие новой работы Федорова и Волкова от всего содеянного ими, как в рамках сольных проектов, так и в рядах доблестного «АукцЫона» и, соответственно, в рядах известного волковского трио. Это степень свободы в выражении своих (подчас крайних) взглядов на те или иные факты и события современного этим художникам, общества. Не то, чтобы раньше они (художники) себя сдерживали, или чего-то опасались, нет. Просто, видимо, накопилось — и родился «Бен Ладен». Это беспрецедентная, по моему мнению, композиция, для всего современного российского музыкального авангарда. И, одновременно, определенный выход, новое направление, быть может, «главного удара». Ибо, пожалуй, со времен «Жильца вершин» у группы и самого Лени существовал некий потолок, выше которого прыгнуть не удавалось, да и не совсем было понятно стоит ли прыгать здесь, или есть смысл просто выйти в другую комнату (а то и на улицу).

Однако, несмотря на столь удачное соприкосновение с действительностью, тем и замечателен Федоров — как большой художник, он мгновенно изменяется. Буквально уже в следующей песне «Полька Кого» (изящной постмодернистской вещице с Анри Волохонским в качестве сюрного певца-мелодекламатора) автору видится, как мир играет уже совсем иными красками. То же относится и к следующей, заглавной, — «Таял»; может, чуть более традиционной, но только для Федорова. В этой, космической простоты, поэзии Дмитрия Озерского, превращающейся у нас на глазах в нечто пронзительно-ментальное (вроде и плакать уже поздно, а радоваться и смеяться еще нет смысла и повода), кажется, происходят процессы совсем иного, нежели просто музыкального характера. Все это получает развитие в последующих темах альбома «Таял», порой, столь же парадоксальным образом, как в 32-секундной композиции «Отец». Или в «Холодах», «Франциске» и «Польке». Все, что словами уже и не выразить. Да и зачем? Ведь можно просто «таять» вместе с гениальными людьми своего времени, подтапливая себя мыслью, что в не столь уж плохое (с точки зрения музыки подобного рода) время довелось жить, и что, возможно, к тебе самому это имеет не самое последнее отношение.

© webmaster@auctyon.ru