Главная страница lenta.auctyon.ru
Титры
Cтартовой!
Карта
Аукцыон, "Это Мама"
:: Добавить новость  
Афиша Аукцыона и его семьи Главная / Документы / Восторг и недоумение (Необыкновенный концерт, или Испытание искусством)
Концертов нет
Получайте информацию с комфортом

Поиск по сайту:

Живой Журнал:

[info] auctyon (сообщество)

[info] auctyon_ru (новости)

RSS поток:

RSS

›­м

Восторг и недоумение (Необыкновенный концерт, или Испытание искусством)

Автор: Владимир Преображенский
Дата: 12.01.2004
Прислал (о, а, и): IK
Впервые: Россiя&Mail.Ru

Старинная музыка выставлена на АукцЫоне. Фото: Россiя
Рождество — время чудес. И самые смелые фантазии гурманов неординарной музыки способны сбываться. В уникальной программе «Зимы не будет» на сцене Концертного зала Чайковского сошлись Академия старинной музыки под управлением Татьяны Гринденко и рок-группа «АукцЫон».

Одни — в черных «готических» хламидах, другие — в барочно-карнавальных костюмах. На заднем плане сцены — рождественские елки, в которые строптивой волей декоратора вплетены не совсем рождественские цветы. А над всем этим, под потолком, — гипсовый герб СССР. Фантастическая картина, доложу я вам! Татьяна Гринденко, одна из наиболее ярких представительниц современной русской скрипичной школы, лауреат многих престижных конкурсов, пропагандирующая вместе с Академией старинной музыки аутентичную манеру исполнения на струнных инструментах, известна своею склонностью к экспериментам не меньше, чем лидер группы «АукцЫон» Леонид Федоров, все дальше погружающийся в своих «параллельных» проектах в пучину авангарда и фольклора, осмысленного на современном уровне. Вместе им удалось создать нечто, что один из современных музыкантов назвал «искусством нового синтеза».

Не будь я сам счастливым свидетелем услышанного, никогда бы не поверил, «Зима» из «Времен года» Вивальди может так органично перейти в «аукцыоновскую» «Зимы не будет», звучащую неким полемичным ответом, и что «Рождественская песня» Преториуса, столь впечатляюще исполненная Федоровым на немецком языке, которая будто бы невзначай перерастет в тему из перселловского «Короля Артура», кое-кому известной лишь по версии Майкла Наймана.

И уж совсем в какую-то новую смысловую плоскость унесли стихи Олега Гаркуши, продекламированные этим ярким участником «АукцЫона» под красивейшие скрипичные пассажи XVII века:

… Гоша надел галоши,
Папа купил «Макинтош»,
Мама ходит на курсы,
Стараясь умереть трусость,
Сосед по имени Константин,
Пытается быть один…

По внешнему ощущению все это невольно напоминало «Поп-механику» Сергея Курехина. Но в отличие от гротескных шоу покойного композитора, «Зима» явилась образцом серьезности, даже чопорности. Завершая первое отделение, «аукцыоновцы» неожиданно грянули компоцизию «Все вертится» с альбома «Птица», заставивую содрогнуться непривычные к таким децибелам и ритмам академические стены. В перерыве кто-то не мог сдержать эмоций, полусерьезно-полуиронично выкрикивая: «Еще культуры хочу!».

Во второй части программы стилистический вектор музыки вновь сместился. Минималистичная пьеса «Последний листок» Владимира Мартынова, известного композитора, в творчестве которого воплотились наиболее революционные черты музыки XX столетия, вызвало неоднозначную реакцию. Кто-то недоуменно переглядывался и даже пытался свистеть, а моя соседка, например, затаив дыхание шептала «Брависсимо». Фортепианная «капель», на цикличной повторяемости которой построена композиция пьесы, постепенно переросла в мощный поток, обрастая все новыми звуками. К исполнению подключились вначале струнный ансамбль, а затем и духовые, электрогитары, барабаны «АукцЫона», воплотив в лучшем виде то, что у джазовых и рок-музыкантов называется «джем сейшн». Апофеозом действа был чинный выход на сцену самого автора — Владимира Мартынова, который церемонно порвал и сбросил с постамента тот самый «последний» нотный листок, до этого важно покоившийся на пюпитре.

После концерта те, кому оказался не по зубам столь радикальный эксперимент, своеобразный текст на способность воспринимать в едином художественном высказывании столь различные культурные пласты, продолжали пожимать плечами, спеша к выходу. Другие (а их было подавляющее большинство) кричали «Еще!».

А Николай Дмитриев, директор культурного центра «Дом» и автор идеи программы, загадочно и довольно улыбался. Он то знает, что все только начинается и что за «зимой», даже выраженной через отрицание, непременно последует и «весна».

© webmaster@auctyon.ru